Не являясь, пока, что, владельцем этой чудесной собаки, хочу открыть тему об это породе. Любители гриффонов давайте поделимся информацией и расскажем о своих маленьких отважных собачках.
История породы
Перед нами маленькие собачки разного окраса: огненнорыжие, черные, чёрные с рыжими подпалинами на бровях, морде, лапах, да и шерсть у всех разная, у одних гладкая короткая, у других жёсткая, на морде борода и усы. Но что-то общее объединяет всех этих задорных малышей. Курносая потешная мордочка с очень выразительными тёмными глазками, блестящими умом и сообразительностью. А самое интересное, что у одной собачки, не зависимо какая она: рыжая, чёрная, чёрно-подпалая, с бородой или без таковой, могут родиться щенки всякие, от рыжих до чёрных, от короткошёрстных до лохматых. Но все они будут – ГРИФФОНЫ, только разные гриффоны.
Т.к. эта порода делится на три самостоятельные породы собак:
Брюссельский гриффон
Бельгийский гриффон
Пти брабансон.
Откуда же взялись эти чудные существа. Если честно, то точное происхождение затерялось в глубине веков. Поэтому мнения не всегда схожи. Но одна и та же гипотеза присутствует во всех, попавшихся мне статьях о происхождении «брюссельцев», это то, что все они происходят от небольшой жёсткошёрстной собаки называемой "Smousje", которая в течение многих столетий жила в районе Брюсселя.
Единой точки зрения относительно того, какие породы принимали участие в формировании современного облика брюссельского гриффона, не существует.
Так, по мнению графа Генри Байландта, порода явилась результатом скрещивания кинг-чарльз-спаниеля с аффенпинчером. Следующая гипотеза - в жилах брюссельского грифона течет кровь йоркширского и ирландского терьеров.
По другой версии, в 19 веке, вводя крови от Кинг Чарльз Спаниеля и Мопса получаются короткошёрстные и чёрно-подпалые особи с фиксированным современным типом породы: Бельгийский гриффон и Пти брабансон. Эти маленькие собаки очень энергичные и выведены для охраны экипажей и ловли грызунов в конюшнях. В это трудно поверить, зная вполне миролюбивый характер гриффонов и весьма скромные возможности по ловле чего бы то ни было с помощью такой вовсе не приспособленной для этой цели пасти. Впрочем, 100 лет срок достаточный для возникновения самых разных по своей смелости предположений. Хотя почему сто, возможно и много больше.
Приверженцы "Древней линии" происхождения выдвигают в качестве доказательств, подтверждающих свои убеждения, знаменитый портрет в Национальной галерее, "Женитьба Джованни Арнольфини и Джованни Ченами " Яна ван Эйка, от 1434 г.
« Джованни де Арриго Арнольфини- богатый итальянский купец прибыл в Брюгге ок.1421 г.и занимал важное положение при дворе герцога Бургундии Филиппа Доброго. Позднее Арнольфини стал министром финансов Нормандии и сколотил состояние, собирая пошлину на ввозимые товары.
Джованна Ченами - происходила из богатой итальянской семьи, и, несомненно, ей тщательно подбирали хорошую партию.
Одна забавная деталь нарушает строгую торжественность картины - веселая собачка.
Ее мохнатая шерсть выписана с ювелирной тщательностью. Собаки на портретах часто олицетворяли преданность и любовь. Эта собачка явно изображена на картине с той же целью».
Существует в этой маленькой красной пятнистой собаке что–то близкое к породе, хотя она не совсем похожа на современного гриффона (т.к. не очень подходит под выражение "обезьянье лицо").
Говорят, что собака на этой картине выглядит как второй британский чемпион - Ch.Mousequetaire Roug. А ещё гриффон Sparklets покойного сэра Howard Handley, который был очень похож на ранних гриффонов, завезенных из Бельгии, имеет большое сходство с этим Ch.Mousequetaire Roug -вторым чемпионом Британии.
И так гриффон был домашним любимцем у состоятельных граждан ещё в 15 веке.
Какие перипетии пришлось пережить породе, мы даже не можем предполагать. Но то, что множество известных и уважаемых людей занималось сохранением и улучшением породы "гриффон", писали с них портреты и делали художественные фото, доказывает об интеллектуальности и интеллигентности этих собачек.
Клуб любителей брюссельских гриффонов в Бельгии образовался в 1880 году, а вслед за этим был разработан стандарт породы.
В 1883 году первые Брюссельские Гриффоны были зарегистрированы в L.O.S.H. (Бельгийской Племенной Книге). Собак звали Topsy (L.O.S.H. №163) и Foxine (L.O.S.H. №164).
К 1900 году порода стала очень популярна, во многом благодаря интересу, проявленному к ней Марии Генриетты Габсбург-Лотарингской (1836-1902) — эрцгерцогини Австрийской, королевы Бельгии. Многие экземпляры были экспортированы за рубеж и способствовали распространению и популярности этой породы.
Другое изображение гриффона , подтверждающее древность происхождения породы,- портрет Генриха III с собакой, написанный Жакобо де Эмполи в 1554-1640гг. Эта крошечная драгоценная собачка - символ элегантности - была дополнением к блистательным туалетам аристократок времен графини де Монсоро.
Заслуга в популяризации грифонов в конце ХIХ века принадлежит миссис Паркер Родес (питомник «Партридж Хилл»). Она, кстати, утверждала, что грифоны существуют с XVI века. Это что касается континентальной Европы, а в Англии принято считать, что до 1885 г. грифоны отсутствовали. Тем не менее известно, что собаку по кличке Том (по некоторым источникам - Вом), победителя выставки в Брюсселе 1880 года, купил англичанин и вывез именно в Британию. До отъезда этот кобель участвовал в разведении, и от него был получен мальчик по имени Фокс, который собственно и положил начало разведению гриффонов в Англии. К сожалению, в племенных книгах Кеннел-клуба Великобритании регистрационные записи, подтверждающие бельгийские корни собак, не сохранилась.
В 1920 годы питомник «Vulcan» в Орлеане насчитывал около 40 гриффонов, многие из них были импортированы из Брюсселя и Парижа. В питомнике держали все цвета , но госпожа Levy (так её звали в то время), Миссис Ionides предпочитала чёрных и хотела полностью специализироваться на разведении Бельгийцев, но это было довольно трудно.
В конце 1920-х годов питомник Миссис Ionides был охарактеризован как "самый, крупнейший питомник Griffon в мире". Дом в Орлеане был совершенным раем для собак, миссис Ionides руководила питомником и персоналом, чтобы заботиться о собаках и их щенках, она также не переставала заниматься Пуделями и Sealyham Terriers.
В середине 1930-х годов г-жа Ionides приобрела первых гриффонов из питомника «Nunsoe» для обновления кровей в питомике «Vulcan», приближалась война, и она перевезла всех своих собак в Buxted Park (Великобритания).
«…40 гриффонов, прибывшие в парк, высыпали из автомобиля, всех окрасов: красные, черные и черно-пегие, готовые к жестким условиям жизни и ежедневной охоте в лесах».
Миссис Ionides очень много и сосредоточенно работала над импортом гриффонов, чтобы улучшить линии разведения, до наступления войны. Одной из чемпионов был Брюссельский гриффон – Effrontée, принадлежащий питомнику "des Nutons", Испания. За двадцать месяцев - 21 призовое место. Но г-жа Ionides мало выставляла своих собак, а без показов она не могла доказать истинную ценность своих Грифонов.
Её кобель Vulcan Varro B / R, который выиграл CC в 1937-38, к сожалению, умер молодым. Сука Vulcan Venusia R / R была матерью известной послевоенной чемпионки и производительницы - Ch. Partridge Hill Polonaise (1943 г. р.). В своей книге мисс Marjorie Cousens рассказывает о Ch. Partridge Hill Polonaise, что она была в Ирландии в течение последних военных лет и вязалась там с ирландским кобелем Ch Victor(из Babbacombe), от этой вязки родились Ch Skibbereen Brandan и Rozanne. Ch. Partridge Hill Polonaise возвратилась сюда после войны к госпоже Паркер Родес (питомник «Партридж Хилл»), которая была зарегистрирована как ее заводчик, и позже стала сукой фонда мисс M. Cousens в её питомнике «Seagry».
Хотя гриффоны после войны, по-прежнему являются частью питомника «Vulcan», основными стали пуделя.
Так гриффоны в питомнике «Vulcan» рождались до 1952г., последний продаваемый помёт, был из двух гриффонов, которых помнит Ann, это – Don Juan и Vulcan Venetia (Spinnet). Оба родившиеся в 1950.
Marjorie Cousens - питала большую любовь и интерес к породе гриффон, была экспертом не менее чем 60 пород, собрала материалы и написала две книги о гриффонах.
Основателем ее маленького, но очень успешного питомника была Ch. Partridge Hill Polonaise(1943-1955), первая послевоенная сука чемпионка, от которой родилось шесть чемпионов.
Наиболее известной из них была Ch. Seagry Etude. Эта небольшая собака производила на свет много победителей CC и в её последнем помёте был Skibbereen Alexandra, победитель CC в Борнмуте.
Г-жа Marjorie Cousens была одной из великих личностей собачьего мира в 1950-60г.г
Описывая гриффонов, нельзя не вспомнить покойного Стэнли Дэнджерфилда - телеведущего программ c выставок Крафтс, - который держал этих собак и был известным экспертом. В 1971 г. он писал, что гриффоны - это порода вечной полемики, и вряд ли можно отыскать даже двух человек, которые бы видели этих собак в одинаковом свете. И действительно,.одним они кажутся прелестными, другим – слишком непривычными с точки зрения принятых норм красоты. И лишь в одном сходятся все - из огромного многообразия пород во всем мире вы не найдете собак, похожих на гриффонов – маленьких животных, отличающихся исключительной силой духа.