Для начала немного истории...
Первые гончие и борзые появились на Руси предположительно в XIII веке вместе с татарами. Во время охоты гончие должны были выгонять зверей из лесных массивов на открытое пространство, чтобы конные охотники могли затем преследовать их вместе с борзыми. На протяжении нескольких веков на Руси, а затем в России мало кто заботился о создании единого типа породы, поэтому внешний вид русских гончих был весьма разнообразен. В XVIII веке в Россию были завезены французские и английские гончие, а 80-х годах XIX века фоксхаундов скрестили с древними русскими гончими, в результате чего появилась более легкая порода, известная сегодня как русская пегая гончая. Первый стандарт был принят в 1895 году. Сегодня в России разводят два вида гончих: русскую гончую и англо-русскую гончую, переименованную в 1950-х годах в русскую пегую гончую. В прошлом особенно ценился громкий лай русских гончих: во время преследования зверя собаки заливались непрерывным лаем, отличавшимся характерным, не поддающимся описанию тоном. После скрещивания с западными породами этот характерный признак русскими гончими в значительной степени был утрачен. У себя на родине русские пегие гончие используются главным образом для охоты на зайцев и лисиц, причем работают в одиночку или в паре. Собаки имеют прекрасное чутье, поиск ведут самостоятельно и отличаются большой выносливостью, поэтому для охоты в западных регионах, где охотятся, как правило, на ограниченной территории, они не особенно подходят. В Германии существует несколько собак этой породы, которых используют для охоты, и при том довольно успешно. Как и большинство охотничьих собак, русская пегая гончая обладает приветливым нравом и может быть приятной семейной собакой.
По имеющимся сведениям, первые английские гончие были ввезены в Россию в 40-е годы XVIII в. К сожалению, до нас не дошли документальные сведения о русской охоте с гончими в этот период. Вслед за царской охотой целый ряд вельмож и богатых помещиков стали примешивать кровь английских гончих к своим, получая английских собак в качестве подарков из царской охоты, а позднее - выписывая из Англии.
Так, в заметке о костромских гончих говорилось, что губерния славилась собаками, идущими от английских и выписанных "очень давно богатым помещиком Салтыковым". С начала ХIХ в. русские псовые охотники продолжали выписывать гончих, и к 1870 - 1880 гг. насчитывалось уже много известных англо-русских стай, славившихся своей работой: гончие П. А. Березникова, С. М. Глебова, А. Н. Скобельцына, В. А. Хомякова и других.
Поскольку англо-русская гончая выведена путем скрещивания русской гончей с фоксгаундом, то вполне естественно, что первоначально порода делилась на два типа: одни собаки приближались к фоксгаунду, в других преобладал тип русской гончей. Это особенно можно отметить на примере двух стай: стаи И. Л. Крамаренко, которая была в русском типе, как писал А. О. Эмке, она только по окрасу англо-русская, и стаи гатчинской охоты, которая от усиленного прилития крови фоксгаундов более походила на английских собак.
Гончие, напоминавшие русских, имели более сухие, длинные головы, короткие, треугольником уши, корпус более растянутый, ребра не бочковатые, низко опущенные, гоны без подвеса, невысоко поднятые, лапы следистые, волчьи. У гончих, похожих на фоксгаундов, были более короткие головы, длинные круглые уши, с квадратным тупым обрезом морды, корпус напоминал форму квадрата, ребра бочковатые, опущенные не так низко, гоны с подвесом, крутые, лапы кошачьи, круглые.
Однако к настоящему времени сложился определенный тип русской гончей, что позволило выделить ее как особую породу. Это констатировали еще в 1924 г. Н. П. Пахомов и М. И. Алексеев, составляя по предложению Мосгубсоюза правила экспертизы гончих на выставках.
Позже эти правила были одобрены и приняты Всесоюзным кинологическим съездом. 7ип современных русских пегих гончих создан на основе старинных охот. Назовем некоторые из них.
Березниковские гончие. Образование охоты П. А. Березникова относится к отдаленным временам. Его дневник и архив, перешедшие к А. А. Ширинскому-Шихматову, дают нам целый ряд ценных сведений.
Первыми гончими, попавшими к П. А. Березникову, были польские, купленные им в 1822 г. в Несвиже, из стаи И. А.Муравского. В 1823 г. Б. К. Ренке привез из Курляндии еще четырех курляндских гончих. Их линии, очевидно, и велись до 1854 г., когда в дневнике П. А. Березникова на полях было отмечено: "Черноподпалым конец". К этому времени П. А. Березников пришел к выводу, что все русские гончие сильно перемешаны. Поэтому он обратил внимание на стаи, идущие от английских собак.
Березниковские гончие славились красотой, работой и выдержкой настолько, что участвовали в торжествах при коронации, а позже на царской охоте в селе Ильинском.
П. А. Березников держал свою стаю до 1873 г. Затем она была передана царю и положила начало англо-русской гатчинской стае.
Глебовские гончие. Слава глебовских гончих с начала XIX в. дошла до наших дней. Потомки глебовских гончих - часто звучит как высшая похвала. Вопрос о происхождении стаи был освещен на страницах охотничьих журналов, но, к сожалению, многое осталось невыясненным. Первые печатные сведения о глебовских гончих мы находим в книге Н. В. Киреевского "Сорок лет постоянной охоты", вышедшей в 1856 г. и переизданной затем в 1875 г. В ней упоминалось о покупке Н. В. Киреевским осенью 1823 г. глебовской стаи из 48 собак. Н. В. Киреевский так описывает стаю: "Упалого у ней не было, все было выставлено или словлено: разве иногда нора спасла зверя. Стая сваливалась дружно, полаз у ней был чудесный и было несколько собак верхочутых. Все собаки вообще были паратые, вежливые; сколько раз бывало, когда зверь прорызался в поле, они славливали его, как борзые. Лучшей стаи я не имел, да едва ли и можно иметь. Для этих гончих не существовало ни засух, ни морозов - всегда гнали лихо".