ALEXANDERPLATZ - о братьях наших меньших

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » ALEXANDERPLATZ - о братьях наших меньших » Дрессировка » О собаке - дрессировка, воспитание.


О собаке - дрессировка, воспитание.

Сообщений 1 страница 4 из 4

1

Собака — существо стайное, поэтому, когда вы приносите щенка домой, он воспринимает вас, как родителей (вы кормите, защищаете, убираете, играете, учите). Отношение собаки к хозяину определяют две из врожденных особенностей собачьего племени.

1. Привязанность щенка к матери (полное доверие и подчинение, чувство безопасности рядом, уверенность в поддержке) длится практически до полового созревания.

2. Безусловное подчинение вожаку (признание ума, сила, опыта, уверенность в поддержке, обязанность вожака первому идти навстречу новому, опасному и неизведанному, находить пищу).

Собачьему коллективу свойственна строгая организация (стаи, иерархия, стабильность, беззаветная преданность вожаку (требующая от него отстаивать

интересы коллектива), безоговорочная взаимовыручка, соблюдение ритуалов и традиций.

Например: маленький щенок неприкосновенен до 6 месяцев, пока он набирает жизненный опыт, не подвергается строгому наказанию со стороны старших; ритуал знакомства, ухаживания, раки и т. д.

Нормально развитый и правильно выращенный щенок благополучно минует стадию «вы — мои родители» и выберет себе вожака (расставив всех членов семьи по рангу) И не удивляйтесь, почему чьи-то команды исполняются «мухой», чьи-то с пятой (двадцать пятой) попытки, а чьи-то полностью игнорируются.

Не возмущайтесь и не давите силой — докажите, кто выше собаки по рангу в семье.

Некоторые собаки задерживаются на первом этапе, причем инфантилизм может выражаться в 2 видах: излишняя покорность, великая и неуемная любовь ко всему человечеству.

Чтобы уменьшить риск появления таких черт в характере вашей собаки, чтобы она была разумной и опытной, не трусливой;

• пресекайте только те авантюры щенка, которые действительно опасны для его жизни или нанесут непоправимый урон вашему дому;

• не вкладывайте в его голову только готовые знания, дайте возможность самому «поработать мозгами», играйте в развивающие игры (ниже);

• не злоупотребляйте запрещающими командами (если в игре он закусал вас зубками-иголочками, то не кричите «Фу!», просто отвлеките на мячик);

• не решайте за него проблемы (закатился куда-то мяч — не надо падать на колени, отпихивая щенка, лезть под диван: сейчас маленький, сейчас я тебе достану, ведь вот как я тебя люблю);
• одобряйте и закрепляйте словом и делом ту линию поведения, которую избрала ваша собака сама и которая вас устраивает. Вовремя подайте команду и подкрепите лакомством. Так навык вырабатывается быстрее. Например: насторожившейся собаке (прислушивающейся) можно тихо подавать команду «Слушай!», при этом застывать, не делая движений. Это совпадает с инстинктивными требованиями, впоследствии ваша собака будет внимательно прислушиваться по вашей команде. Таким же образом в бытовой обстановке между делом можно научить команде «Нюхай!» (только не на пищу!);

• без участия эмоций навык не вырабатывается! Процесс выработки навыков сопровождается переживанием в форме положительных эмоций (похвалили, дали кусочек, собака сама радуется, что поняла хозяина) и отрицательных (рывок поводком,

неодобрение хозяина и т. д.); старайтесь придерживаться в еде, прогулках, дрессировке режима. Собаки любят стабильность;
• не пресекайте ее попыток общаться с сородичами, не бросайтесь на помощь там, где собака справится без вас. Даже если вашу собаку немного потрепали в драке, похвалите ее, как будто она победила, а не жалейте. Она же все-таки сражалась! если собака чего-то боится — идите сами и продемонстрируйте (равнодушием к объекту) его безопасность; страх подавляет любознательность.

Лучшие «исследователи» (такие собаки легко дрессируются и воспитываются) — смелые, одновременно неагрессивные, дружелюбные собаки; никогда не травите на животных и людей, это ваша собака освоит под руководством инструктора-профессионала. Существует в среде любителей устойчивое заблуждение: чтобы собака была смелая и «хорошая охранница», ее надо обязательно злить «со щенячьего пуха». Это ошибка: будет истеричный неврастеник, трудно поддающийся воспитанию и дрессировке. Пока щенок маленький, он пребывает в уверенности, что кругом — только свои (в природе родители к гнезду чужака не подпустят). Лидеры вырастают только там, где неокрепший дух щенка не был травмирован.

Настоящий лидер недрачлив (конечно, от драки не сбежит), он находится в счастливой уверенности, что достаточно его взгляда и гордой позы, чтобы показать «кто есть кто»; пользуйтесь теми командами, которым уже обучили, применяйте их: иначе они постепенно сотрутся из памяти; не позволяйте посторонним людям на улице ласкать собаку, давать ей команды. Не заставляйте «давать лапу», желая продемонстрировать ее грамотность;

• не «задрессировывайте» и не урезайте свободу собаки до минимума, подавляя ее инстинктивную исследовательскую деятельность, вы снижаете ее способность к обучению и дрессировке, снижаете ее жизненный опыт; не пресекайте ее инстинктивные повадки. Например: нюхая под хвостом у собрата, собаки получают информацию о силе, возрасте, здоровье, моральной крепости и выбирают соответствующую линию поведения;

• собака живет в мире запахов, поэтому дайте возможность ей жить счастливо: возвращайтесь с прогулки другой дорогой, чтобы собака получила больше информации; со щенячьего возраста берите собаку с собой везде, терпеливо объясняя, что от нее требуется в данной ситуации. Не давите, по возможности, на ее право обследовать новое помещение.

Пройдя, понюхав, получив информацию, собака спокойней выполнит ваше требование сидеть или лежать в предложенном месте;

• производя определенные действия, которые хотите закрепить, сопровождайте их одними и теми же словами; сталкиваясь с сопротивлением собаки, думайте, какой инстинкт вы заставляете ее переступить, как добиться желаемого, возможно, изменить подход или модифицировать требование. Если собака упорно отказывается ложиться на место, подумайте, так ли его расположение безопасно с точки зрения собаки: не ходят ли постоянно мимо, может ли она со своего места наблюдать за людьми, не на сквозняке ли, не падал ли на нее спящую там зонтик (игрушка, дети, велосипед и т.п.)

• предупреждайте ситуации, когда первый поведенческий опыт неправильно подкрепится, т.е. нежелательные действия приведут для собаки к приятным последствиям, и наоборот.

Например: собака рванулась за бегущей кошкой, следуя инстинкту преследования. Конечно, потом отругали, но зато как было весело и здорово, да еще и в соответствии с инстинктом! Как только собака напряглась, готовясь для рывка, — команда «Фу!», рывок поводком. Если внимательный хозяин поймает несколько раз состояние перед рывком и его «притушит в зародыше», если не будет благодушно взирать и объяснять нелюбовью к кошкам (воронам, машинам, велосипедистам и пр.), то подавить этот инстинкт можно;

• никогда не идите в «лобовую атаку» на природу, думайте «как собака», и обучение (воспитание) пойдет быстрее и легче.

Разделите ваши взаимоотношения с собакой на 3 сферы:

1. Безоговорочное послушание (команды).

2. Желательное поведение (Например: вы работаете за компьютером, собака сидит рядом и настойчиво подает лапу — требует вашего внимания. Вы не против ее присутствия, но «пихаемая» лапа просто мешает. Команда «Не мешай!» позволяет собаке изменить самостоятельно свое поведение в желательном для вас ключе.)

3. Свободное. (Ничего не требуете и позволяете вести себя по ее усмотрению: отношения с сородичами, исследование мира через запахи, маленькие слабости, например лежание на диване, притаскивание с прогулки стройматериалов и. т. п., которые вы ей склонны разрешить.)

А теперь о тех, кто начисто лишен чувства вожака, уважения к человеку. Если за них (здесь уже браться нужно и за собаку, и за хозяина) вовремя не взяться, то собака превращается в социально-опасную, со склонностью пускать в ход зубы. Причиной возникновения такого, в целом для собаки ненормального типа , служат следующие предпосылки:

• вседозволенность, которая ведет к распущенности;
• неумение хозяина поставить собаку на место;
• незнание хозяином основных правил и законов собачьего
мира;
• предоставление излишней свободы (особенно в период закрепления вожака);
• отсутствие воспитания и дрессировки;
• невостребованность желания «служить во имя и на благо»;
• душевный дискомфорт и состояние постоянного напряжения, когда она считает себя вожаком, т. к. собаки комфортнее чувствуют себя в положении ведомых.
Важный этап в вашей жизни — период закрепления хозяина. Разброс 3—4 месяцев по индивидуумам. Тот человек, кто рядом (кормит, заботится, обучает, опекает) в этот период,— тот и «родная мама». Именно в этот период человек должен в глазах щенка стать компетентным родителем. Он должен терпеливо обучать, играть, защищать, утешать, поддерживать, следить за чистотой. Именно поэтому расчесывание и др. туалет щенка имеют не только гигиеническую пользу, но и демонстрируют малышу исполнение вами «родительских» обязанностей, служат установлению доверия, контакта и положительно влияют на нервную систему щенка. Требуя от щенка-малыша соблюдения чистоты, вы требуете от него выполнения обязанности собственного родителя. Наказание бессмысленно, т. к. в данном случае щенок ничего с точки зрения инстинкта не нарушил, а вот ваше поведение способствует разрушению доверия, контакта и демонстрирует щенку вашу некомпетентность, как «родителя». Сука терпеливо учит щенков примером и действием. Примите такую же позицию: поел — на 5 минут отнесите в «отхожее место», крутится, нюхает пол — туда же. Безоговорочно и мгновенно сука пресекает только действие, которое приносит вред. Басовой раскат «мамочки» над разозлившимися (громко, агрессивно рычащими, вопящими от боли) в процессе игры малышами мгновенно примиряет и утихомиривает. Как правило, сука после этого вылизывает (успокаивает) щенков. В дальнейшем каждое животное свой опыт пополняет самостоятельно, приобретает нужные условные рефлексы. Именно уверенность щенка в вашей компетентности с собачьей точки зрения закрепит безоговорочное послушание вам, как родителю, облегчит контакт в период «выхода из щенков в собаки». Предоставление новой информации (контакты, новые территории, события и т. п.), постоянное обучение правилам человеческого общества, положительный ответ на которые собака ощущает, дрессировка, дисциплинирующая собаку,— помогут вам занять место лидера. Приобретенные самостоятельно нужные условные рефлексы дополняют и усложняют инстинкты, вносят поправки в поведение. Развитая способность собак учиться, использовать в поведении свой личный опыт имеет в основе условные рефлексы, благодаря которым возможна дрессировка и воспитание.

В собачьей стае физическое наказанье, как таковое, не существует. Иерархия устанавливается борьбой духа, демонстрацией опыта, и только в исключительных случаях (молодые, ищущие своего места, борьба за любовь, охрана неоспоримых ценностей) дракой. Рыцарские турниры — поиск своего места в иерархии, своеобразный «выпуск пара». Не наказывайте собаку физически (особенно до 6 месяцев) — моральное давление на них действует сильнее. Физическое наказание сломит неокрепший дух собаки. Если уж пришлось применить крутые меры (поднял хвост на хозяина!), то помните, что ваша цель — подчинить, а не сорвать зло. Если не подействовали басовые раскаты в голосе (чем уверенней в себе собака, сильней, опытней — тем «басистее» тембр), наполненном искренним возмущением, негодованием, гневом, то можно взять за шиворот и тряхнуть, прижать к земле.

НО! ЭТО ОЧЕНЬ СУРОВОЕ НАКАЗАНИЕ! Применять часто нельзя, иначе вы сломите неокрепший дух своей собаки (имеется в виду щенок или подросток). После такого наказания — обязательно успокойте, покажите, что ее любите, то наказание, как электрошок для сердца, в крайнем случае, коротко, может, один раз в жизни. С наказанием счеты должны прекратиться.

Поскольку для щенка вы — его родители — соответствуйте им по собачьей программе (поддерживайте, охраняйте, утешайте, обучайте, убирайте, кормите, расчесывайте). В период полового созревания (по породам) очень часто собаки пытаются выйти из-под повиновения. Они становятся неуправляемыми, «забывают» начисто чему их учили. Не переживайте, все пройдет, у собаки тоже есть переходный период. Она выходит из щенков в собаки. Вот именно сейчас вы и должны занять место вожака: будьте любезны соответствовать — ходите в незнакомые места, делитесь опытом и знаниями, обязательно дрессируйте, будьте справедливы в одобрении и порицании, требуйте подчинения без рабской покорности, признавайте ее законные права исследовать мир через запахи. Наказание или неодобрение должно следовать немедленно, так же как поощрение или «хвала».

Чем вы больше общаетесь, тем лучше собака понимает вас. Поскольку собака многому учится методом подражания, то старайтесь быть хорошим примером и гуляйте в компании с хорошо воспитанными собаками. Не забывайте, что «умная» собака умна своим опытом, полученным при вашем непосредственном участии.
http://www.kam.ru/dog__about2__1312

2

1. При дрессировке (как и в повседневном обращении) запрещается бить собаку рукой, ногой, поводком, натравливать на других собак, посторонних людей для развлечения. Поводок —«личная одежда» и «пульт управления», им нельзя ни наказывать собаку, ни играть с ней. Обучение должно быть собаке в радость, но в то же время не быть игрой.

2. Нельзя терять самообладания, когда собака совершает неприятные для вас действия. Нельзя кричать на собаку, размахивать руками, угрожая ей. Дрессировать собаку должен один член семьи (исключение применяется при коррекции поведения). Никогда не раздражайтесь, не нервничайте, не гневайтесь на собаку в период обучения! Кроме разрушения контакта, вы ничего не добьетесь. Собака старается понять, не ее вина, что вы не сумели ей объяснить, что вы от нее хотите. Неудачи и огорчения не должны отражаться на собаке. Ищите причину и исправляйте ошибки.

В учебе надобно терпенье, не только знание и умение!

3. Заниматься с собакой рекомендуется 2 раза в день, лучше перед кормлением. Но не ранее чем через 2—3 часа после кормления. В начальный период дрессировки надо выбирать места без отвлекающих раздражителей (вдали от дорог, большого скопления людей, в знакомой, привычной обстановке, не связанной с сильными эмоциональными переживаниями).

Определяя количество занятий, продолжительность, интенсивность надо исходить из количества и

видов упражнений, их сложности, нервной и физической нагрузки на организм собаки, индивидуальных особенностей собаки.

4. Правильная дрессировка невозможна без опытного инструктора, для этого необходимо посещать занятия при клубах. Прежде, чем чему-то учить собаку, посмотрите, как данное упражнение выполняет инструктор. Одна ваша ошибка при дрессировке может оказаться непоправимой. Чтобы овладеть техникой дрессировки, рекомендуется потренироваться в выполнении упражнения без собаки, что предупредит многие ошибки, заминки, паузы, метания, которые усложняют дрессировочный процесс и провоцируют создание рефлекса не на одну команду, а на целый комплекс раздражителей (образуется нежелательная связь). Несколько раз выполните упражнение с собакой в замедленном темпе.

5. Перед каждым занятием продумайте план дрессировки, прочитайте методику. Соотнесите ее с индивидуальностью своей собаки. В начале занятия «повторите пройденное», затем занимайтесь выработкой нового условного рефлекса, не отвлекаясь на другие упражнения. Учитывайте состояние собаки: высокая заинтересованность и работоспособность ведут к быстрой отработке навыка; переутомление всегда скажется отрицательно, впредь до нежелания работать на следующем занятии. В таком случае «каникулы» просто необходимы. Начальными признаками отсутствия интереса у собаки являются: общий поникший вид («серые будни»), частые зевки с присулом, собака старается отводить взгляд. Сделайте «перемену», посмотрите на реакцию и поведение собаки. Если она тут же «задрав хвост» поскакала носиться, после «перемены» занятия можно продолжить. Некоторые хитрецы умеют симулировать хромоту, изображать «горе разливанное», чтобы избежать учебы. Этот вариант поведения пресекается следующим образом: не кричите, не давите, используйте «ею же вырытую яму»: болит лапка — бегать с другими собаками нельзя, хозяин гладит «больную» конечность и выражает свое соболезнование.

Ах, лапка «прошла» — будь любезна, выполни требуемое и только тогда

предавайся всеобщему веселью.

6. Максимально, где возможно, используйте подражательный метод, как инстинктивное поведение.
Важнейшим условием является любовь дрессировщика (и к собаке, и к процессу дрессировки), его желание учить и учиться самому. Дрессировщик должен быть находчивым, смелым, решительным, твердым, терпеливым и настойчивым. Если вы не обладаете всем букетом этих замечательных качеств, не расстраивайтесь: в процессе дрессировки собаки вы сами пройдете школу и воспитаете (или неожиданно откроете в себе) то, о чем и не подозревали! А уж наличие таких качеств в жизни никому не вредило.


7. Дрессировка — процесс творческий, нельзя чисто механически переносить методику на разных собак. Например: бурное одобрение хозяина сразу после выполнения команды у возбудимой собаки может вызвать столь же бурный ответ в виде скакания, лизания и пр. выражений восторга. Флегматичную же, малозаинтересованную в обучении собаку — подбодрит, пробудит искру «честолюбия». Сильный нажим в области крестца (при отработке команды «Сидеть!») для спокойной, малоподвижной собаки, поможет скорейшему образованию связей в коре головного мозга и выработке условного рефлекса на команду. Возбудимая, впечатлительная собака будет активно сопротивляться нажиму, постарается вывернуться из-под руки, может испугаться и даже укусить. О каком условном рефлексе тут может идти речь?

8. Собака всегда лучше знает хозяина, чем он ее, она чувствует мельчайшие оттенки настроения и состояния. Именно в этом кроется причина неудач при сдаче норм ОКД и ЗКС после успешного прохождения курса. Не волнуйтесь и не переживайте: для собаки это — привычная работа, она все знает и умеет. Не сбивайте ее с обычной рабочей волны, и все будет просто замечательно.

Щенок имеет право:

• делать кучки и лужицы там, где ему «приспичило», т. к. за ним в детстве должны убирать родители. Ругать — бессмысленно, наказывать — запрещено. Приучайте к чистоте постепенно и терпеливо;

• цепляться своими зубками за все, что попадает в поле его зрения, проникать в самые опасные и грязные места. Его на это толкает исследовательский рефлекс. Больше игрушек и внимания. Команда «Фу!» — только в крайних случаях, когда угрожает щенку опасность, в остальных случаях старайтесь отвлекать и переключать внимание; правильно питаться, иначе вырастет больным и некрасивым;

• много (по возрасту) гулять и заниматься физическими упражнениями, привлекая родного хозяина к бросанию мячиков и палочек;

• получать правильное домашнее образование и посещать собачью школу;

• сопротивляться и орать, если на него 1 раз надели ошейник с поводком и сразу же потащили куда-то. Ко всему новому приучать надо постепенно;

• вырасти трусливым неврастеником, если к нему применяли грубую физическую силу, рано начали «злить», а не пытались терпеливо достучаться до его разума; опасаться незнакомых предметов и явлений; терпеливо показывать, что эти предметы безопасны, должен хозяин. Не тащить к ним щенка!

• радоваться каждому встречному и приходящему, т. к. в природе родители врага к гнезду не пустят. Со временем при правильном воспитании это проходит;

• валиться на спину и даже пускать фонтанчик при этом перед старшей крупной собакой. Это сообщение о возрасте и напоминание о неприкосновенности;

• считать, что позволено сейчас, будет позволено ему, когда он станет взрослым;

• иметь место, где он может уединиться и отдохнуть от тягот жизни, не опасаясь, что мимо него будут ходить, перешагивать, его продует или перегреет батарея. Подстилка (матрасик), поводок, ошейник, намордник, мисочки являются личной собственностью на всю жизнь;

• имеет право водить хозяина к ветврачу на прививки, консультации, осмотры и пр.;

• научиться плавать без применения насильственного затаскивания и неразумного кидания в воду хозяином.

3

Воспитание — борьба личностей и притирка характеров.

Неправильное воспитание может сделать из щенка с прекрасными задатками труса или «тупицу». Например, отсутствие или недостаток информации (а также изоляция), особенно в период до 4 месяцев, ведет не только к развитию трусости (другой вариант — немотивированная агрессия), но нарушает даже основные инстинкты: половой и материнский.

Овчарка — очень контактная собака с высокоразвитым инстинктом сопереживания, ее воспитание — удивительно интересный процесс. Арсенал средств огромен и многообразен, самое главное для владельца понять и запомнить: как воспитаете — таким пес и будет: в быту, в отношениях, в дрессировке. Будущие провалы и успехи на дрессировочной площадке закладываются в правильном общении со щенком, в его воспитании. Не надейтесь, что занятия с опытным дрессировщиком избавят вас от воспитания.

Контакт нужно налаживать самому: это ваша собака, а не дрессировщика.

Дрессировка подразумевает собой «собачью» школу, где существуют четкие требования, уроки, команды и определенные навыки, домашние задания и экзамены.

Воспитание — обучение собаки жить среди людей, информированность ее о человеческих требованиях, полное доверие и признание авторитета хозяина, понимание с обеих сторон, совместные переживания, развитие интеллектуальное и физическое, уважение и чувство «одной стаи», развитие положительных задатков и «гашение» отрицательных склонностей. Все это индивидуально: с учетом индивидуальности собаки и хозяина.

Отказ брать корм из чужих рук — навык, необходимый овчарке, который просто и естественно воспитывается у собак, которые привыкли есть из своей миски, которым не предлагают куски гости, которые не «пылесосят» на прогулке, т. е. у воспитанных собак.

Чрезмерно строгий подход, когда со щенком общаются только посредством «уставных» команд, последовательно и неуклонно добиваются только определенной линии поведения, пресекают попытки проявить индивидуальность, моделируют однозначный требуемый ответ в определенных ситуациях, делает из собаки почти робота.

Никто не спорит, что это требуется от служебной собаки... на службе, но не в качестве члена семьи. Это очень удобно для выполнения команды по первому «взгляду», но богатый внутренний мир восточника, его стремление «быть членом человеческого общества» остается не востребованным. Будьте уверены, когда такие собаки меняют хозяев, они уходят не оборачиваясь. На другом полюсе — полная вседозволенность, полное отсутствие воспитания и, что характер-то для восточника — собаки способной и трудолюбивой, поиск своего «места в обществе». Это может выразиться и в доминировании над хозяином, и в чрезмерной бдительности, и в некоторой деградации и др. неприятных проявлениях.

При смене хозяев, попадая в «хорошие руки», такие собаки достаточно быстро «приходят в ум». И первый, и второй вариант поведения владельца с этой породой неприемлем. Идеальный вариант воспитания для восточноевропейской овчарки: научить собаку вести себя в обществе людей и зверей, обязательно обозначить ее обязанности и права в доме, хозяин не просто вожак, но и понимающий друг, который учитывает и уважение ее индивидуальности, снисходителен к маленьким слабостям и пристрастиям, признает право на «частную», сугубо собачью жизнь, ее право на обучение и работу. Главное условие успешного воспитания: контакт с хозяином, который можно охарактеризовать, как полное взаимопонимание; для этого нужно знать основы мироощущения собаки, сложнейшие безусловные рефлексы, умело пользоваться этими знаниями в выработке желаемых условных рефлексов, моделирующих поведение собаки с учетом ее индивидуальности.

Нужно учитывать, что непосредственно память о произведенном действии или событии — в целом не более 15 минут. Именно поэтому совершенно бессмысленно ругать и хвалить «постфактум». Если событие или действие не принесло отрицательного или положительного ответа непосредственно для собаки в эти 15 минут — оно «просто отложилось». Поскольку основной объект наблюдения собаки — человек, то можно утверждать, что наша собака знает нас значительно лучше, чем мы сами знаем себя. Она хранит в своей удивительной памяти изменение нашего запаха, неуловимые движения, которые соответствовали каким-то действиям, связывает наши действия и намерения. Она запоминает малейшие оттенки нашей мимики, поскольку в стае соплеменники общаются не только при помощи звуковых сигналов, но и движениями, мимикой. Поскольку собакам присуща смена настроения, она ориентируется в смене настроения у человека. Имея достаточно богатый звуковой диапазон и издавая различные звуковые сигналы (лай, ворчание, визг, вопль, писк, рычание, вой), собака достаточно хорошо ориентируется в интонациях человеческой речи, а имея отличную память запоминает слова, сопровождающие то или иное действие.

Иерархия у собак определяется простыми правилами (разумеется, есть исключения): сука выше кобеля, крупная собака выше мелкой, обладающая сильным характером выше слабохарактерной, взрослая выше молодой. Пол, характер, сила, возраст. При этом члены одной стаи окажут безоговорочную поддержку любому члену их коллектива, независимо от ранга, против чужака.

Подводя итог, можно сказать, что собака — высокоорганизованное млекопитающее, с высокой степенью адаптации, развитыми отношениями внутри стаи, способное к обучению и самообучению.

4

Понятие о дрессировке

Если человек приобретает щенка или взрослую собаку, то рано или поздно перед ним возникает вопрос о том как воспитать питомца умным и послушным. Для этого существует такое понятие как дрессировка.

Дрессировка - это выработка у собаки определённых навыков, необходимых для управления её поведением. Поведением хорошо выдрессированной собаки управляет её хозяин, побуждающий собаку своими сигналами (командами и жестами) к совершению (или не совершению) определённых действий: посадка, укладка, подача предмета, охрана вещи, возвращение на место и т.д.

Бытует мнение, что не стоит дрессировать собак до года. Этот совет погубил множество хороших собак. Люди, которые ждут до года, чтобы начать дрессировку собаки, готовят себе немало огорчений: к тому времени собаки становятся неуправляемыми, а от скверных привычек будет трудно избавиться.

Начинать дрессировку на послушание лучше всего когда щенку четыре месяца. В этом возрасте он наиболее восприимчив к обучению и старается доставить своему хозяину удовольствие. Вообще-то дрессировать собаку можно в любом возрасте, но чем позже владелец начинает это делать, тем сложнее ему придётся с собакой.

Многие владельцы-дрессировщики считают, что если они обучают собаку, то успех зависит от них и только от них. На самом деле это не так. Активный участник процесса дрессировки не только дрессировщик, но и собака. Успех дрессировки в целом зависит от обоих участников, взаимные интересы которых сочетаются с взаимными обязанностями. От владельца собаки зависит, сможет ли она во время обучения и повседневного общения с хозяином удовлетворять свои потребности (голодная собака за кусочек пищи выполнит команду дрессировщика и, получив лакомство, удовлетворит потребность в пище и т.п.).

Собаки чутко реагируют на индивидуальный "коктейль" запахов человека, интонацию и тембр голоса, одежду и походку, манеру поведения дома и на улице. Вмешательство в период обучения разных "учителей" только затянет процесс воспитания и выработки навыков. Поэтому дрессировку, кормление, прогулки надо возложить на одного члена семьи.

Общая дрессировка - основа для последующей подготовки собаки по той или иной специальной службе, т.к. большинство навыков, выработанных в ходе общей дрессировки, являются базой для выработки навыков специальной дрессировки.

Приёмы общей и специальной дрессировки собак должны отрабатываться в такой последовательности, которая наилучшим образом обеспечивает достижение конечной цели дрессировки. Эту определённую последовательность в отработке приёмов, способ выработки навыков принято называть методикой дрессировки. Чтобы успешно дрессировать собаку, нужно правильно оценивать свои действия в отношении собаки и хорошо разбираться в особенностях её характера. Избежать ошибок при дрессировке, получить хорошие результаты и правильно выбрать методику дрессировки Вам поможет опытный и знающий человек, специалист - это инструктор по дрессировке собак. Такого человека Вы можете найти в клубе служебного собаководства, на учебно-дрессировочной площадке.

Инструктор может предложить Вам несколько вариантов проведения занятий по дрессировке. Единого мнения какой вариант лучше, а какой хуже - нет. То, как будет проводиться занятие, зависит от возможностей владельца собаки и от того, что порекомендует инструктор.

Этот вариант занятий с собаками наиболее распространён среди владельцев из-за своей легкодоступности, невысокой стоимости занятий.

Занятия по дрессировке в составе группы проводятся на учебно-дрессировочных площадках клубов служебного собаководства под руководством инструкторов по дрессировке. Владелец с собакой посещает занятия, которые проходят на площадке, в группе под руководством инструктора. Количество собак в группе от 5 до 15. Породы собак, их возраст и пол различны в одной группе.

Лучшей методикой обучения владельца-дрессировщика является практический показ на собаке техники построения приёма и разъяснение последовательности его отработки.

На занятиях в группе можно отрабатывать почти все приёмы и упражнения общей дрессировки, чередуя их с индивидуальной работой дрессировщиков со своими собаками дома.
Во время занятий в группе дрессировщики должны внимательно следить за поведением своих собак с тем, чтобы своевременно предупреждать срывы их с места и попытки вступить в драку с другими собаками.

Достоинства групповых занятий.

Достоинством групповых занятий является то, что среди дрессировщиков существует конкуренция, каждый стремится быть лучшим, как следствие отсюда - хорошие результаты.
Общаясь между собой владельцы обмениваются информацией, которая может быть им полезна и в жизни, и в работе с собакой, что тоже является достоинством груповых занятий.
Важным достоинством групповой дрессировки собак является возможность на практике показать и рассказать дрессировщикам о групповом поведении животных, т.е. о взаимодействии собак при постоянных или временных объединениях в группы. Дрессировщики, наблюдая за поведением своих собак в стае, могут узнать кое-что об основах зоопсихологии. Иерархические взаимоотношения, иногда связанные с агрессией, оборонительное поведение, коммуникации животных, кооперация при достижении общих целей, альтруистичечкое поведение - всё это является важнейшими, с точки зрения дрессировки, компонентами группового поведения собак.
Следующим достоинством групповых занятий является возможность имитационного научения собак. Имитационное научение (подражание) - форма научения, основанная на повторении чужих действий, следовании примеру другого животного. Различают инстинктивное имитационное научение, когда животные-зрители воспроизводят безусловно рефлекторную реакцию животного-актёра (погоня, вид кормящейся особи и другие аналогичные действия) и настоящее имитационное научение, в результате которого, путём подражания расширяется индивидуальный опыт решения задач. Обязательным условием имитационного научения является зрительное восприятие не только определённых действий, но и их результатов как подкрепления. Излишне говорить, что групповая дрессировка собак наиболее располагает этому способу дрессировки.
Большое количество отвлекающих факторов (других собак, чужих команд) также является достоинством этих занятий, т.к. собака работает в окружении людей, собак и учится не реагировать на чужие команды, спокойно относиться к себе подобным.
Групповые занятия с собаками способствуют совершенствованию у них навыков, ускоряют отработку приемов общей дрессировки.
По окончании групповых занятий на площадке и успешной сдачи испытаний владелец собаки получает диплом.
Оплата групповых занятий для всех членов группы одинакова.

Недостатки групповых занятий.

Внимание инструктора рассеивается на несколько владельцев собак сразу, отсюда менее жесткий контроль над действиями дрессировщика, чаще возникают ошибки при работе с собакой со стороны владельца.
Время и место проведения занятий всегда одно и тоже.
Групповые занятия требуют больше времени для подготовки собаки, чем индивидуальные.
При работе с группой инструктору более сложно учитывать индивидуальные особенности всех собак сразу.
Нехватка времени у владельцев собак для самостоятельных занятий дома.

Не все собаки и владельцы могут заниматься в группе, например:
- агрессивные по отношению к другим собакам собаки,
- трусливые собаки,
- собаки с ярко выраженным ориентировочным инстинктом,
- люди, закомплексованные по каким-либо причинам (внешность, физические недостатки, порода собаки и т.д.),
- люди, живущие слишком далеко от учебно-дрессировочной площадки (за городом и т.п.),
- люди, работающие по выходным дням.

При групповых занятиях есть вероятность создания неформальных объединений - группы людей, идущих против инструктора. Причины возникновения таких групп прежде всего отсутствие контакта, согласия между двумя сторонами. Это может быть инструктор и один из дрессировщиков. Этот человек является лидером в группе учеников и он будет создавать группу людей, настроенных против инструктора, которая и станет неформальным объединением. Ещё одна причина образования таких объединений - плохая организация занятий и неумелое управление группой.
Для того, чтобы избежать появления таких объединений необходимо все время контролировать ситуацию в группе, держать инициативу в своих руках, избегать конфликтов и пытаться находить компромисс в сложных ситуациях. Очень важно делать занятия в группе интересными для всех людей: и для отстающих дрессировщиков, и для успевающих.

Как правило, длительность курсов послушания на площадке составляет около четырёх месяцев. Если учесть, что средняя продолжительность жизни собак составляет 10-15 лет, то стоит потратить четыре месяца на то, чтобы прожить оставшееся время счастливо.

Существует три вида индивидуальных занятий с собаками:

Индивидуальные занятия с передержкой.
Индивидуальные занятия, при которых владелец отдаёт инструктору собаку на какой-либо срок, с условием, что инструктор самостоятельно подготовит собаку по заранее выбраному курсу дрессировки. При этом четко оговариваются условия содержания и кормления собаки. По окончании указанного срока инструктор возвращает собаку владельцу, демонстрируя её подготовку. При такой форме занятий желательно, чтобы несколько заключительных занятий с собакой работал владелец, для того, чтобы собака привыкла выполнять его команды.

Индивидуальные занятия по схеме "инструктор + собака".
Собака живёт дома с хозяином, а инструктор, приходящий 2-3 раза в неделю её воспитывает.
После первых двух вариантов проведения индивидуальных занятий владелец собаки обнаруживает, что через какое-то время его питомец всё забыл, а вместо своего хозяина слушает инструктора-дрессировщика. Всё это происходит потому, что владелец собаки после таких занятий так и не узнал как правильно управлять поведением собаки. Он не знает и не умеет выбирать правильное подкрепление (положительное или отрицательное) для того, чтобы сохранить нужное поведение и не допустить или устранить нежелательное. Это является главным недостатком индивидуальных занятий с передержкой собаки и занятий по схеме "инструктор + собака". Чтобы избавиться от этого недостатка необходимо провести хотя бы несколько занятий по схеме "инструктор + владелец + собака".

Индивидуальные занятия по схеме "инструктор + владелец + собака".
По мнению большинства инструкторов по дрессировке лучший способ стать владельцем хорошо обученной собаки - это найти опытного инструктора, который "дрессирует" владельца, а владелец - собаку.
На занятиях по этой схеме с собакой всегда работает хозяин, а инструктор руководит его действиями. Если выбранный курс дрессировки требует обязательного наличия специального оборудования, невыгодного для транспортировки (снаряды, укрытия), то владелец с собакой приезжают на учебно-дрессировочную площадку.
На дрессировочной площадке обучаются не собаки, а их владельцы. Инструктор обучает владельца собаки, передаёт ему свой опыт, учит общаться со своей собакой. За время курса владельцы собак не только узнают методы и способы дрессировки, но и осваивают их практически, дрессируя своих собак. Ценность таких занятий заключается в том, что в дальнейшем владелец может сам выработать новый навык у собаки если ему это необходимо.
За время занятий происходит формирование отношений между владельцем и собакой, вырабатывается понятный обоим язык слов и жестов, интонаций и движений, а так же происходит установление взаимоотношений между собакой и другими членами семьи. Вся семья вместе с собакой становится настоящей маленькой стаей, где есть лидер и у каждого есть своё место с соответствующими правами и обязанностями.

Достоинства индивидуальных занятий.

Всё внимание инструктора сосредоточено на одном владельце с собакой, отсюда более жесткий контроль над их действиями и меньше вероятность допущения ошибок при работе с собакой со стороны владельца.
Индивидуальные занятия дают более качественные результаты в наименьший срок.
В индивидуальных занятиях выше КПД в дрессировке.
При работе с одной собакой инструктору легче учитывать её индивидуальные особенности.
Время и место проведения занятий инструктор и владелец собаки могут менять и определять по их усмотрению.
Оплата таких занятий зависит от инструктора, его опыта работы и сложности курса дрессировки.

Недостатки индивидуальных занятий.

Недостатком является то, что при индивидуальных занятиях отсутствует конкуренция между дрессировщиками, и владелец собаки не стремится быть лучшим.
Отсутствие или недостаточное количество отвлекающих факторов также является недостатком такой формы дрессировки.
При индивидуальных занятиях невозможно использовать имитационный способ дрессировки.
Инструктор, работающий индивидуально (не в КСС) лишается возможности выдавать дипломы тем, кто прошел у него курс дрессировки с собакой. Сами дипломы единого образца выдаются на руки тем владельцам, чьи собаки успешно прошли испытания. Бланки дипломов выкупают только кинологические организации или эксперты РКФ по дрессировке и рабочим качествам.

Общим и при групповых занятиях, и при индивидуальных в конце концов является достижения результата занятий, закрепление его в процессе последующей тренировки собаки.

Успех любых занятий предопределяют:
- хорошее знание характера собаки, тесный контакт между дрессировщиком и собакой;
- чёткая постановка задачи перед занятиями;
- правильная подача голосовых и жестовых команд;
- поощрение собаки в нужный момент.

В момент любых занитий:

- в конкретный промежуток времени отрабатывают что-нибудь одно;
- прежде чем повысить критерий, нужно подкрепить старый;
- повышать критерий нужно небольшими градациями, чтобы у собаки всегда была реальная возможность выполнить требуемое и получить подкрепление;
- если навык ухудшается, необходимо возвратиться к "детскому саду", т.е. нужно начать сначала, ослабить критерии и не забывать о подкреплении;
- каждое занятие следует заканчивать на высокой ноте (как только достигнут результат), затем следует переход к другому навыку;
- не следует заканчивать занятия не дав положительного подкрепления, это соответствует наказанию.

Вывод.

1. Лучшей методикой обучения владельца-дрессировщика является практический показ на собаке техники построения приёма и разъяснение последовательности его отработки.
2. При индивидуальных занятиях выше КПД дрессировки.
3. Главной общей особенностью групповых и индивидуальных занятий является в конце концов достижение положительных результатов дрессировки.
4. Чем опытнее инструктор, тем меньше разница между собаками, занимавшимися в группе или индивидуально.
5. Начинающим дрессировщикам следует рекомендовать индивидуальные занятия воспитательной дрессировкой со щенком, а затем общей дрессировкой в группе с подросшей собакой.
6. Пройдя курс дрессировки, необходимо постоянно тренировать собаку, чтобы не допустить угашения выработанных условных рефлексов.



Макарова Екатерина.
с сайта dogcity.ru


Вы здесь » ALEXANDERPLATZ - о братьях наших меньших » Дрессировка » О собаке - дрессировка, воспитание.